« Не красна изба углами…»
Посиделки для учеников и родителей ( 5 класс )
Украшение зала: на столах – скатерти , самовары , букеты полевых цветов , пироги;
На стенах – плакаты с пословицами , рисунки учащихся , рушники.
Гостей встречают девочки в русских сарафанах , в руках у них на вышитых полотенцах – караваи.
1) Звучит музыка , на ее фоне ученики читают , обращаясь к гостям :
Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне , а на Руси-матушке во сто крат лучше ! У нас луга зеленые , реки синие. У нас поля бескрайние , у заводей березки белые , в лугах цветы лазоревые.
У нас заря с зарей сходится , месяц на небе звезды пасет. У нас росы медвяные , ручьи серебряные. Выйдет утром пастух на зеленый луг , заиграет в берестяной рожок , и не хочешь , а за ним пойдешь.
Люди русские
Гостя радуют
Хлебом , музыкой ,
Словом-радугой.
Если прошенный-
Дружбой славится ,
По хорошему –
Встретим здравицей. |
|
Здесь и красные девицы.
Добры молодцы кругом.
Все уселись за столом.
Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас ,
Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься…
Всем мы рады вам сердечно ! |
Девочки кланяются , приглашают всех за столы , разносят пироги.
Классный руководитель. У нас сегодня - праздник. Мы собрались на посиделки , как было принято давно на Руси. Собрались вместе дети и родители , чтобы пообщаться , спеть песни , отгадать загадки , поиграть. « Не красна изба углами…» - гласит народная пословица. Так мы и назвали наш праздник. Давайте « посидим рядком да поговорим ладком « .
На протяжении веков народ создавал памятники искусства слова: былины , сказки , пословицы , поговорки , загадки , песни , прибаутки , скороговорки , считалки , небылицы. Радость и печаль , надежда и огорчение , мечта о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков.
Ни один праздник на Руси не мог обойтись без песни. Русская песня – душа народа. Она и в горе , и в радости , она и утешит , и развеселит. Народные песни удивительно красивы , задушевны.
На сцене - группа девочек в народных костюмах.
Чтец. Ах и песни ! в самом изначале
Возносясь на крыльях огневых ,
Радость и кручину вы смешали ,
Прямо в сердце выплеснули их.
Потому в какие наши б сроки
И куда судьбой не занесло –
Нам от песен , вольных и высоких ,
На душе и больно , и светло…
В исполнении вокальной группы звучат песни : « А я по лугу…» , « Молода я , молода…»
Учитель. Где праздник , там и веселье : шутки , смех , забавы , потешки , игры. Давайте поиграем в … загадки. Сейчас мальчики будут читать считалки , на ком остановятся – тот и будет загадывать всем загадку. Кто отгадает , получает жетон. Победителя ждет приз!
Учитель. Есть люди , слушать которых – одно удовольствие. Они умеют рассказать смешную или страшную историю , вспомнить к слову пословицу или поговорку , порадовать сказкой , потешками , небылицами. Давайте вспомним пословицы и поговорки.
- Что это такое? Кто сложил их? Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Ребята отвечают на вопросы.
Учитель. Приготовьтесь к аукциону. Я буду показывать вам какой-нибудь предмет , а вы должны вспомнить и назвать пословицу. Кто последний называет , тот и выигрывает.
Учитель показывает книгу , хлеб , плакаты со словами « дружба» , « труд» и др.
Классный руководитель. Вот мы и узнали , кто у нас больше всех знает загадок , пословиц , поговорок. А кто может быстро и четко произнести два раза подряд скороговорку?
В конкурсе участвуют и ученики , и родители. Можно предложить скороговорки: «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши « , «Стоит поп на копне , колпак на попе , копна под попом , поп под колпаком « и другие.
Классный руководитель. Быстро летит время , пора и по домам расходиться. А на прощание послушайте одну сказочку.
Два ученика рассказывают докучные сказки.
- 1) жил-был царь , у царя был двор…( Как вы думаете , интересную я вам сказочку расскажу? ) на дворе был кол , на колу мочало , не начать ли сказку сначала? Понравилась сказка? Нет? Может , еще одну ?
- 2) Давайте другую сказку послушаем. В одном болоте жила-была лягушка , по имени , по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост , присела да и завязила в тину хвост! Дергала , дергала , дергала – выдернула хвост , да завязила нос. Дергала , дергала , дергала – выдернула нос , да завязила хвост…
Классный руководитель. Такие сказки назывались докучными: слушатели докучали сказочнику , а сказочник – слушателям. Но мы не будем больше докучать , а послушаем и посмотрим настоящую сказку « Лиса и журавль».
Классный руководитель. Сказки – любимый жанр устного народного творчества. Сказки – это история народа. А история нашей земли богата событиями , подвигами. Давайте проведем конкурс «Из истории земли русской»
Викторина.
- 1) Какой древнерусский город летопись называет матерью русских городов?
- 2) Каких русских богатырей изобразил В. М. Васнецов? Как называется картина ?
- 3) Сколько столетий длилось татаро-монгольское иго на Руси?
- 4) Назовите имя русского первопечатника.
- 5) Кто из наших земляков был участником Куликовской битвы?
- 6) Кто такой Баян? В каком городе появился первый и единственный в нашей стране памятник Баяну?
Учитель. Наш праздник подходит к концу. Давайте мы поиграем в заключении.
Две команды – дети и родители – участвуют в конкурсах:
- 1) Кто быстрее перенесет ложкой воду из банки?
- 2) Кто быстрее пройдет по листам бумаги?
- 3) Кто быстрее съест кусок пирога?
Классный руководитель. Вот и закончился наш праздник. Надеюсь , всем было интересно и весело. Давайте почаще собираться все вместе: родители , дети и учителя. Будем всегда помнить , что наш дом красив не только стенами , а миром, согласием , дружбой , взаимной помощью: « Не красна изба углами , а красна пирогами».
Захарчук А. И. , учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ № 2
г. Унеча Брянской обл.